drygcheloveka (drygcheloveka) wrote,
drygcheloveka
drygcheloveka

Categories:

Вульгарная психология и школьная литература

Прочитала статью довольно известной и уважаемой психологической дамы, Ольги Писарик, в журнал "Литература". Журнал для учителей, причем учтелей литературы, как легко догадаться по названию.
И вот автор предлагает метод анализа литературных произведений в рамках школьной программы.
Весьма и весьма спорный. мягко говоря, метод. В рамках которого ученику будет предоставлена "уникальная" возможность попрактиковаться в навешивании ярлыков.
Утилитарная такая, вульгаризированная психология.
Больше всего поражают такие вот признания автора.
Вопрос: А что вы думаете про персонажей Тургенева?
Мне кажется, что там сплошь незрелые личности ("Ася", "Рудин", "Отцы и дети"),

Ответ Ольги Писарик: Я думаю? Если бы я о них что-то думала, то я бы это пост не писала.)
Я помню, читала тексты с такими названиями, но в голове ничего не осталось, у меня сложности с удержанием в памяти бессистемной информации. Может кто-нибудь ещё напишет о них в комментариях.

То есть, другими словами, автор, пишущий в журнал "Литература", говорит о том, что литературу не любит, не помнит и перечитывать школьную программу не собирается... там много подобных высказываний. Но авторпишет при этом рекомендации по разбору героев художественных произведений для филологов, вот что поразительно.
Было бы забавно, если бы....При этом дама демонстрирует не редкую для психолога способность держать удар:и метко возвращать кинутые в нее, как она сама выражается, "какашки", , )
Впрочем, вот
http://olgapisaryk.livejournal.com/152188.html#comments
Не ужержусь  и вставлю сюда же свой комментарий.
Муж вспомнил, что подобные упражнения им давали в рамках курса психологии в институте - проанализировать героя на предмет зрелости-незрелости..
Но в рамках школьной программы анализировать литературных героев, мне кажется, все же нужно, пользуясь литературоведческим инструментарием.
Иначе что же получается: те самые Тургеневские персонажи по поводу которых у Вас "сложности с удержанием в голове бессистемной информации", они, конечно, герои - романтики. Я сейчас о романтизме как направлении в искусстве, а не о чем-то еще
И, конечно, все романтики автоматически попадают в категорию незрелых личностей, так как таковы постулаты романтизма в целом.
Так что можно смело брать веник и всех их сгребать в одну кучу.
Сентиментальную английскую (и не только английскую) литературу я вообще не беру - это просто идеальные женские (и не только) образы. Ну, Джейн Эйр, к примеру. Разве это интересно анализировать? И есть ли тут что анализировать? Идеальная героиня, правда, тоже несет в себе набор представлений о том, какова должна быть идеальная героиня, принятых в данном обществе и в данное время. Разве что с этой точки зрения анализировать....не знаю. Ну, Маша Миронова, ну и что - понятно, что Пушкин наделил ее всеми чертами идеальной героини: кротостью, готовностью к самопожертвованию, умением любить и т.д. Гораздо более "живой" герой этой повести - Петруша Гринев - тоже не предмет для анализа: даже двоечник промямлит, что Петруша - герой незрелый.
К чему я это: мне кажется, к литературе нужен все же аутентичный подход, анализировать ее с точки зрения вульгарной психологии - занятие неблагодарное и не очень развивающее. Собственно, мне представляется это приметой нашего времени - такое стремление -- однако, задача учителя, как мне кажется, именно научить аутентичному подходу, раскрыть, к примеру, романтиков не как каких-то странных и не здоровых, а с точки зрения современного подростка так и вовсе - больных на голову личностей, из пальца высасывающих свои мучения, а показать их в рамках целого мощного и обогатившего мировую культуру направления - романтизма. Это только пример - о романтизме, конечно.
И наконец - очень странное занятие анализировать с точки зрения зрелости - не зрелости авторов. К примеру, Марину Цветаеву лучше было бы все таки оставить в покое и не тревожить ее прах такими вульгарными (не в ругательном смысле, Боже упаси) изысканиями. Вот интересно, мы не на шутку призадумались всей семьей: кто из, скажем, русских писателей мог сам претендовать на почетное звание "зрелого"?
Коллективный разум выдал, скрипя, Салтыкова-Щедрина и на этом остановился...Может, вы еще кого-нибудь знаете?)
И как же тогда сами незрелые (а некоторые просто глубоко незрелые и с точки зрения современного человека неадекватные личности смогли порадовать нас образами "зрелых" героев?!
Впрочем, это, видимо, тема уже для другой статьи...))))
(И еще: школьная программа - это круто! Правда! Зря Вы ее не собираетесь в ближайшее время перечитывать! Там есть такие прелестные вещи - они же не виноваты, что попали в школьную программу и тем себя дискредитировали))))
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments