drygcheloveka (drygcheloveka) wrote,
drygcheloveka
drygcheloveka

Categories:

Готовьте ваши носовые платки!

Как мы рыдали когда-то с сестрой, слушая "Травиату", сколько носовых платков измочили! И как было не плакать: невообразимо прекрасно-прелестно-печально-задушевно-гениальная Тереза Стратас, Доминго во цвете таланта и карьеры, кругом роскошь и позолота по-Дзеффиреллевски! Какие страсти! Какие прекрасные чувства! Какая печаль и горесть!
Сегодня по "Культуре" снова "Травиата" Ковент-Гарденовского разлива с Рене Флеминг, Джозефом Каллейя и Томасом Хэмпсоном.
Я люблю Рене Флеминг и рыдать тоже люблю: уложила Петю, приготовила носовые платки...
Все испортили проклятые субтитры. Куда лучше слушать оперу на языке оригинала и без лишних подробностей - меньше понимаешь, горше плачешь. Плюс с возрастом я явно очерствела душой.
Вырисовывается такая история: молодая, чувствительная и не очень здоровая женщина в стадии ремиссии живет себе поживает. Болезнь, похоже, на время отступила, кое-какие деньжата имеются - самое время немного порадоваться жизни. Тут, как на грех, является напористый Альфред и требует любви.
Ему вежливо объясняют: не хочу любви, пожить хочу еще - оставьте меня, сударь, со своей любовью! Куда там - Альфред не отстает - любви и точка!
Что делать, приходится полюбить, раз так настаивает! Хотя, лучше бы, конечно, не надо!
Гони его, Виолетта, пока не поздно! Поздно. В пригороде Парижа как раз сдается по такому случаю прелестный особняк. Влюбленные счастливы. Посреди этого безоблачного счастья Альфред вдруг делает потрясающее открытие: оказывается, если ты живешь в роскоши и не платишь за это, значит за это платит кто-то другой!
- Какой позор! Я живу за счет женщины! Она растратила на меня все свое состояние! Ах, я должен немедленно смыть это пятно со своей биографии!
Пока тенор скачет в Париж, чтобы смыть пятно, является его папаша-баритон. Альфредо падре поначалу очень суров и подозревает Виолетту в том, что она понаехала с целью прикарманить имущество его сына и прописаться на его территории. Узнав, что влюбчивый сынок сам живет за чужой счет, папа Жером заходит с другой стороны: у него, оказывается, есть дочь - на вид сущий ангел - которую влюбленный в нее юноша нипочем не возьмет замуж, пока сыночек Альфред не вернется в лоно семьи. Отдает ли папа себе отчет в том, зачем он намеревается отдать дочь за эдакого говнюка - вопрос остается открытым. В ответ бедная женщина честно признается благородному господину, что ей недолго осталось жить на этом свете и просит оставить ее в покое. Ненадолго! А потом выдавай дочку хоть за козла с рогами! Но нет - папе втемяшилось поскорее обтяпать это дельце и точка.
Потрясенная Виолетта, кашляя и сморкаясь в платок, соглашается расстаться со своим счастьем - как незадолго до этого уже рассталась с деньгами.
Убитая горем молодая женщина придумывает нехитрый ход: скажу, мол, что люблю другого - возлюбленный от природы небольшого ума, не догадается. Пока суть да дело, возвращается Альфред, он поражен странным поведением любимой женщины: страстные признания, клятвы в верности, горькие слезы - что это с ней?! Может, куропатку к обеду подали несвежую?
Приносят письмо - коварная изменщица, только что в беспамятстве рыдавшая у него на руках, умчалась в Париж. Очень кстати является папаша - утешает и заманивает обратно на родину - в Прованс.
Второй акт: туповатому Альфреду трудно сопоставить факты и сделать правильные выводы - гораздо проще, клокоча от ревности, устроить публичную разборку со швырянием купюр в физиономию возлюбленной. Меж тем благородный отец снова тешит свое благородство, публично стыдя и отчитывая великовозрастного сына, которого он перед этим сам же втихомолку и довел до такого позора. Оба героя невыносимо страдают и удаляются в родные края дышать свежим воздухом.
Разумеется, о ремиссии после всех этих радостей не может быть и речи: у Виолетты теперь нет ни возлюбленного, ни денег, зато есть ее чахотка.
В таких обстоятельствах ей ничего другого и не остается как помереть в нищете, без друзей и знакомых. Перед смертью в бедную спальню являются оба голубчика: папаша и его сынок-недоросль. Оба пополнели и разрумянились в своем Провансе. Оба, разумеется, невыносимо страдают в сложившихся обстоятельствах - куда там умирающей Виолетте.
Инфантильный Альфред, игнорируя очевидность, стоящую на пороге с косой и в саване, тут же объявляет, что теперь ни человек, ни дьявол не разлучит его с возлюбленной. Вероятно, они родственники со столь же инфантильным и подловатым героем оперы "Богема", который поначалу доводит гадкими придирками и сценами ревности чахоточную Мими до тяжелого обострения, а затем из лучших побуждений сдает ее на руки богатому поклоннику: не зарабатывать же, в самом деле, любимой женщине на бульон, лекарства и дрова для камина - нет, не таково призвание художника! Призвание художника - страдать, и отрицать очевидное - а бульон и муфту для умирающей девушки пусть другие тащат! И вообще - рядом с ним Мими нипочем не может умереть!
Разумеется, Виолетта, как и Мими, в третьем акте все же мучительно умирает, извиняясь предварительно перед Альфредом и его благородным отцом за то, что причиняет им своей кончиной столько душевных мук. А обоих голубчиков хоть бы понос пробрал!
Заплакала...
Tags: искусство и жизнь, музыка, опера
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Рассказы в "НГ"

    Мои рассказы в завтрашней "Независимой газете". Рассказы разных лет, но перечитывала-то я их сейчас, современными глазами, поэтому на всякий случай…

  • Сентябрь

    О чем говорить, если не о чем говорить? Бабушкина старшая сестра была актрисой, от нее и остался этот рассказ: актеры массовки, чтобы создать…

  • (no subject)

    Еще одна моя публикация в "Независимой газете" - положительно, чувствую себя плодовитым автором. "В пиршественной зале... стоял укрытый скатертью…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

Recent Posts from This Journal

  • Рассказы в "НГ"

    Мои рассказы в завтрашней "Независимой газете". Рассказы разных лет, но перечитывала-то я их сейчас, современными глазами, поэтому на всякий случай…

  • Сентябрь

    О чем говорить, если не о чем говорить? Бабушкина старшая сестра была актрисой, от нее и остался этот рассказ: актеры массовки, чтобы создать…

  • (no subject)

    Еще одна моя публикация в "Независимой газете" - положительно, чувствую себя плодовитым автором. "В пиршественной зале... стоял укрытый скатертью…