drygcheloveka (drygcheloveka) wrote,
drygcheloveka
drygcheloveka

"Сватовство майора" и "Зачатие гения"

Павлу Андреевичу Федотову 200 лет, потому и выставка в Третьяковке, в Инженерном корпусе.
Сам художник пожил скромно - из двухсот всего тридцать семь.
Он был офицер и сочинитель.
Он был настоящий романтик.
Он был циник и насмешник.
Он был необычайно добросовестный рисовальщик: никакой малой малости не позволял себе написать "из головы", а все только с натуры. Натуру искал долго и тщательно: майора для "Сватовства майора", комнату в купеческом доме для этой же работы, служанку... За натурой гонялся, знакомился, входил в доверие.
Он был большой поклонник женской красоты.
Он был убежденный холостяк: сделал предложение одновременно двоим барышням, да так и не женился.
Он был весьма, между прочим, трагической фигурой: окончил дни свои в Доме призрения в чине сумасшедшего. Государь пожаловал на его содержание в доме скорби 500 рублей.
А зато на стенке в разделе "Биография" большими буквами написано, что с ума сошел художник ввиду невозможности всего себя отдать творчеству и необходимости думать о пропитании и содержании семьи. Очень уважительная, на мой взгляд, причина для того, чтобы сойти с ума! Жаль, государь не пожаловал эти 500 рублей заблаговременно!
Он был скромник: вот карандашная серия "Рождение и младенчество гения". Одна из зарисовок "Зачатие будущего гения". На картинке дама в чепце и господин в цилиндре поднимаются рука об руку по деревянной лесенке. Кругом кипит прекрасная и обыденная жизнь, чье-то белье сушится: прелестно и целомудренно.
Барышня рыдает носиком в подушку: она обещалась сразу двоим "по портрету", не зная, что эти двое - давние знакомцы и даже приятели.
К своим картинам и картинкам Федотов писал иногда весьма пространные подписи - милые, едкие и остроумные одновременно.
Поэтому по залам публика бродит, вооружившись очками, и у каждой почти работы стоят несколько человек, уткнувшись носом в текст.
Поэтому маленькая выставка кажется большой - невозможно пройти мимо ни одной самой маленькой почеркушки, не прочитав помещенную под ней прелестную и часто весьма едкую историю.
Еще большими кажутся кем-то выдуманные ниши в стене - по одной на каждый зал. В нишах налеплены ярко подсвеченные чудовищных размеров фрагменты репродукций Павла Андреевича. Кого призваны развеселить эти буйные плоды фантазии украшателей выставки, не совсем понятно. Зато понятно, что картиночки Федотова на фоне этой демонстрации возможностей современных технологий явно проигрывают: они маленькие, даже крошечные, многие потемнели от времени, да и лак на них потрескался. То ли дело новенькие репродукции!
Еще Федотов странный: например, почти во всех сепиях художник вовсю обживается в интерьерах своих героев. Вот, например, диптих "Болезнь Фидельки" и "Последствия смерти Фидельки". Если подойти поближе, можно прочесть вот что:
«Утром, во время чая, оказалось, что захворала одна из дюжины собачонок хозяйки.
Чай со стола прочь, — его заменила подушка, на которую положили пациентку Фидельку; поставив ей пиявок и забинтовав, госпожа расправится со всем домом. С башмаком в руках она грозит горничной, уже стрепанной, на которую ябедничает и нянька (они редко в ладу). Сын поставлен на колени с учебною тетрадкою; он вырезывает лошадок и из мщения хватает бегущую мимо собачонку, чтоб навязать ей на хвост бумажку, которая уже болтается на нитке во рту его. Дочка, оставив свою куколку, которую она на столе поила чаем, с надранными ушами прибегает под покровительство отца, который сам спасается от содома, не забыв, однако взять с собою утешение – пунш; в дверях попалась ему собачонка; озлобленный, он подшвырнул ее ногой. Домашний казачок, кажется, тоже не обойден благоволением хозяйки. В отворенной двери виден ветеринар, позванный, но изумленный, в нерешимости: входить ли?

Потом Фиделька все же "решительно околела", а "барыня с горя слегла в постель". И вот, "архитектор уже сделал проект памятника, художник пишет портрет собачонки".

Конечно, художник - это сам Федотов. Это он пишет посмертный портрет Фидельки.
Есть и почище странности: все знают, что Павел Андреич написал аж четыре "Вдовушки". Юная вдовушка, ожидающая ребенка - в лице не кровинки, восковая, безжизненная фигура. Зато теплый, золотистый свет струится из угла, где сложены вещи отошедшего в мир иной супруга, а также оживляет его портрет - вот где сосредоточена вся жизнь. Угадайте теперь, кто изображен на портрете: правильно, роль отошедшего в мир иной супруга тоже исполняет Федотов...
В зале, где помещается знаменитое "Сватовство майора", на стене экран. Публика стоит кучно и , не отрываясь, читает: "в правом углу картины", " в левом углу картины". Крупным планом изображения левого и правого углов.
"Сватовство..." в натуре гораздо менее популярно, зато бесподобно красиво: девичья жеманная поза, гладка причесанная головка, кружево, кисея... Особенно прекрасно шелковое маменькино платье.


"Последствия смерти Фидельки"




Смотрят про "Сватовство майора"


Tags: Рисование, выставка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments