drygcheloveka (drygcheloveka) wrote,
drygcheloveka
drygcheloveka

Categories:

Сжатый великий и могучий

Снова про ГИА: сегодня девятиклассники писали русский. В день рождения Пушкина - символично. Было бы. Если бы не огромное недоумение, которое вызывает этот экзамен.
Вот, скажем, так называемое "сжатое изложение" - что это вообще такое? Тем, кому посчастливилось не знать, могу рассказать.
Берется текст - слов на 300...тут вы в первый раз должны удивиться, потому что ведь никому не придет в голову подсчитывать, сколько в художественном произведении слов. Никому, кроме корректора или, может, верстальщика.
И тут мы все дружно оказываемся неправы, потому что весь год наших детей на русском языке натаскивали на умение быстро подсчитывать... слова. Итак, сжатое изложение: берется текст - по словам сына, обычно это какие-нибудь туманные рассуждения о дружбе или непреходящем величии русского языка. Из текста слов на 300 требуется сделать текст объемом не менее 70 и не более 90 слов. Отрывок читается два раза. За несколько минут ученик должен лихорадочно выписать на листок как можно больше ключевых слов, не упустив при этом сути отрывка. Из этих закорючек потом формируется сжатое изложение. Заодно тренируется навык скорописи...
Теперь  из текста нужно сделать выжимку, оставить скелет, откинув все лишнее, вроде прилагательных (бедные, бедные прилагательные!).
Сама  по себе целесообразность тренировки подобного умения кажется мне сомнительной, так как в школе детишки наши сочинения не пишут и к девятому классу, соответственно, имеют вполне туманное представление о том, как это делается. Логично было бы прежде чем учить детей не растекаться мыслью по древу сначала научить их по нему растекаться, в частности, использовать те самые прилагательные, которые потом предлагается на ГИА вычистить из текста недрогнувшей рукой.
Помнится раньше не шибко грамотных мальчиков-девочек, поступавших в технические ВУЗы, опытные педагоги перед вступительным сочинением наставляли: пиши короткими предложениями, не знаешь, как пишется слово - найди синоним...Очень правильный подход, если требуется продемонстрировать базовую грамотность и умение связно излагать свои или чужие мысли. И очень странный подход - если принять во внимание жесткую дрессуру и полное отсутствие творческой составляющей в качестве принципов преподавания родного языка.
Большую часть времени при написании пресловутого сжатого изложения ученик занят...подсчетом слов. Целый год ему твердили, что слов ни в коем случае не должно быть меньше 70, а лучше, если их будет не меньше 73-74, а то вдруг машина не засчитает какой-то знак по ошибке.
Когда считаешь до 74 (или до 90), легко ошибиться, поэтому пересчитать рекомендуется не менее трех раз.
Жесть какая - три раза по 90 - и ты знаток русского языка!
При этом за грамматические-орфографические ошибки баллов снимается совсем немного - гораздо меньше, чем за ошибку в счете.
О великий Пушкин! О великий и могучий кто-нибудь: разъясни мне, бестолковой и плохо ориентирующейся в современной жизни, зачем все это нужно нашим детям? Чтобы лишнего не писали? Чтобы лишнего не думали? Чтобы быстро считали до 70 три раза? Другое?
...вот, "Школу злословия" закрыли. Не то чтобы я ее очень уж любила. Но для зомбоящика в нынешнем его виде эта передача была все же довольно примечательным явлением. "Газета Ру" пишет в связи с этим некролог:
"Возьмем лексику. Слова, которые употребляли ведущие и гости, такие как «конструкт», «дискурс», «когнитивные искажения», «гендер», «репрессивная риторика», «феминистская оптика» на нашем телевидении табуированы куда более, чем матерные..."
Похоже, люди, которые готовят образовательные программы для наших детей, знают, что делают: следующее поколение потребителей, приученное выбрасывать из текста прилагательные за ненадобностью, уже не будет обзываться иностранными словами вроде "дискурса", "гендера" или "конструкта"...
Была у меня когда-то не очень любимая учительница русского языка и литературы, которая заставляла нас пересказывать "Евгения Онегина" "своими словами". Родители, помню, очень веселились, когда я им рассказала. И зря веселились: по всему видно, эта учительница просто была заслана в советскую школу из будущего. Из того будущего, в котором мы все дружно имеем счастье быть.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    Хотела написать про "болит голова, аж тошнит", но потом передумала - какая от этого польза, одно расстройство. Вместо этого решила морковку смолоть.…

  • Борщизм

    Борщизм представляет собой одно из самых безобидных неизвестных официальной медицине заболеваний. Начальные стадии борщизма характеризуются…

  • 1 апреля

    Раз уж День смеха, надо смеяться. Хороший недоумевающий человек задает недоумевающий вопрос. Даже два вопроса: "Зачем я это купила?!" и "Как в этом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    Хотела написать про "болит голова, аж тошнит", но потом передумала - какая от этого польза, одно расстройство. Вместо этого решила морковку смолоть.…

  • Борщизм

    Борщизм представляет собой одно из самых безобидных неизвестных официальной медицине заболеваний. Начальные стадии борщизма характеризуются…

  • 1 апреля

    Раз уж День смеха, надо смеяться. Хороший недоумевающий человек задает недоумевающий вопрос. Даже два вопроса: "Зачем я это купила?!" и "Как в этом…